Консультации для педагогов

Организационно-установочный период смены длится первые 4-5 дней, включая заезд. Это период первоначального сплочения коллектива, становление его, период адаптации ребят к новым социальным условиям, к особенностям жизнедеятельности. В это время важно: познакомить детей друг с другом и самому педагогу получить необходимую информацию о каждом ребёнке; максимально подробно ознакомить детей с лагерем, режимными моментами, программой; заложить основы самоуправления и наметить перспективы совместной деятельности с отрядом. В первые дни педагоги решают основные задачи – организованно провести прием детей, познакомить их с лагерем, его традициями и законами, предоставить ребятам возможность узнать друг друга. Начинается работа по соблюдению режимных моментов, выявление способностей детей и их сплочение. Определяется место и роль отряда, закладываются основы самоуправления и коллективно планируются дела смены. Важным итогом организационного периода первых дней является готовность детского коллектива к сотрудничеству со взрослыми, увлеченность перспективой предстоящей жизнедеятельности, создание атмосферы доверия и доброжелательности между вожатыми и детьми.

Конфликтный момент организационного периода. 1-2 день детьми переносится легче, так как присутствует элемент новизны ситуации, а затем на 3-4 день возможен кризис (пик трудности). Не понимая, что происходит, откуда появилось внутренне раздражение, ребёнок может становиться конфликтным, может чувствовать себя в коллективе дискомфортно. В этот период важен индивидуальный подход и возможно подключение психолога для стабилизации эмоционального состояния и снятия внутреннего напряжения, особенно у младших детей.

Основной период смены. Цель основного периода – формирование и развитие временного детского коллектива, самореализация каждого ребёнка. Задачи основного периода: продолжить целенаправленную работу по сплочению детей;  контролировать состояние их эмоционального комфорта; соблюдение режима дня, правил и законов лагеря ;  организовать разнообразную деятельность;  развивать лидерские знания и умения детей;  продолжить индивидуальную работу с ребёнком; обеспечить выполнение отрядной программы и коллективно составленного плана деятельности. Методы работы педагога в основной период – это коллективная общественно полезная деятельность, поручения, соревнования, игры, поощрения. Примерные направления деятельности: познавательная, трудовая, художественная, спортивная, общественная, ценностно-ориентационная, коммуникативная. Деятельность должна вызывать у детей только положительные эмоции. Необходимо обеспечивать творческий подход к организации и содержанию деятельности, предлагать разнообразие дел с учётом природных склонностей, индивидуальных особенностей детей. Педагогу необходимо вникать в отношения, складывающиеся в коллективе, корректировать их. Руководить развитием инициативы и самодеятельности у детей, побуждать их к творчеству, стимулировать работу творческих групп. 

Итоговый период смены. Цель итогового периода - индивидуального развитие и раскрытие каждого ребёнка, корректировка его социального опыта, творческой индивидуальности. Задачей итогового периода должна быть организация деятельности, в которой предоставляется возможность каждому осознать свои возможности, свою жизненную позицию. 

Перед отъездом детей, необходимо вместе с ними проанализировать достигнутые результаты отряда, получить обратную связь, поделиться впечатлениями и пожеланиями. 

Большое внимание педагогу необходимо обратить в конце смены на организационную деятельность: уборка, подготовка жилых помещений к следующей смене, проводы детей. В этот период важно помочь детям пережить расставание друг с другом. 


Единые педагогические требования 

Единство требований педагогов – условие настолько само собой разумеющееся, что можно было бы о нем не писать, если бы не приходилось сталкиваться с нарушениями этого положения. Если один взрослый запретил что-либо, а другой разрешил, если один сказал: «Надо сделать так!», а второй – «Нет, по-другому!», это приводит к тому, что ни один вожатый не имеет авторитета в глазах детей, и отряд становится неуправляемым. Единые педагогические требования — согласованные правила и нормы проживания детей в лагере и их поведения в различных ситуациях, о соблюдении которых все педагоги обязательно договариваются с ребятами в начале смены, разъясняют их необходимость и контролируют их соблюдение. Единство вожатых в этом вопросе очень важно, потому что если один требует соблюдения правил, а другой позволяет их нарушать – это прямой путь к обидам и конфликтам, как между детьми, так и между вожатыми, а в некоторых случаях «доброе» попустительство создает ситуации, опасные для жизни и здоровья детей. Самые важные требования отражены в законах и инструктажах, с которыми знакомят подростков в организационный период смены. Предъявление требований касается: распорядка дня, этических и эстетических правил, правил поведения, санитарно-гигиенических процедур и самообслуживающего труда подростков. Наведение дисциплины начинается с первых минут существования отряда. Лучше сформировать чуть более жесткие нормы, а потом их ослабить, чем вначале допустить излишнюю свободу поведения детей, а потом пытаться укреплять и наводить дисциплину. Групповые нормы закладываются на первых этапах взаимодействия и менять их, когда они уже сформированы, почти невозможно. Работа по укреплению дисциплины начинается с мелочей. К примеру, недопустимо, чтобы подросток, первым закончивший есть, ушёл из столовой, не дождавшись остальных. Необходимо вовремя замечать и исправлять мелкие нарушения дисциплины. Если же дело дошло до крупных нарушений, воспитательное воздействие явно запоздало. Обращение ко всем сразу – это обращение ни к кому. Делая замечание, следует адресовать его к конкретному человеку. Остальные сами сделают соответствующие выводы, не дожидаясь, когда вожатый обратиться к ним. Нельзя делать замечания лидеру в присутствии остальных. В паре ведущий-ведомый воздействуй на ведомого. Должна быть уверенность в том, что адресат выполнит твоё распоряжение и не начнёт пререкаться, снижая тем самым авторитет взрослого. Если же есть необходимость воздействовать на вожака, этот разговор лучше провести индивидуально, по возможности создав «численный перевес» взрослых. Для выполнения большинства санитарно-гигиенических требований у подростка должна быть информация о том, как можно в лагере решить различные хозяйственные вопросы и к кому обратиться за помощью, если понадобилось, к примеру, отремонтировать обувь, постирать вещи, починить дверцу у тумбочки, поменять полотенце и т.д. Самое главное, чтобы все требования предъявлялись в доступной для подростков форме и не формировали у них ощущения ущемления их прав и свобод.


Застенчивые дети 

Если в отряде оказался застенчивый ребёнок, то на первом этапе главнейшей задачей педагога выступает установление эмоционального контакта с ним. Прежде всего, необходимо выяснить, в каких случаях ребёнок не хочет общаться, а в каких не может. Для этого нужно завоевать его доверие, заставить забыть об отрицательном опыте, восстановить и укрепить потребность в общении. У застенчивых подростков нередко плохо сформированы навыки речевого общения. Такой ребёнок уклоняется от того, чтобы первым начать разговор, затеять какое-то дело, высказать новую идею, задать вопрос или добровольно предложить свои услуги. Общаясь со сверстниками, он говорит меньше, чем другие, редко перебивает собеседника. Поэтому важно научить застенчивых детей диалогическим формам взаимодействия. Универсальное средство обучения общению – игра, так как она может изменить отношение человека к себе и другим, его психическое самочувствие, социальный статус, способы взаимодействия в коллективе. Если какому-то подростку трудно выразить свое отношение, взрослый может высказать сначала свое мнение. Главное при этом — не требовать от подростка того, чего он не может, к чему еще не готов, не принуждать его высказываться и аргументировать свое мнение. Нужно говорить с подростками на разные волнующие их темы: об отношениях с друзьями, о том, что им нравится и не нравится. Когда у подростка появляется некоторая активность в диалоге, ему предлагается принять участие в импровизации. Для того чтобы научить подростка вступать во взаимодействие со сверстниками, можно использовать следующий методический прием: среди подростков выбирают ассистента, который легко и свободно идет на контакт, может следовать инструкциям педагога и концентрироваться на задании минимум десять минут. Его задача — вовлечь застенчивого подростка в игру или в работу. Но ассистент заранее должен быть готов получить отказ, особенно в начале контакта. Поэтому педагог предварительно разыгрывает с ассистентом ситуации, в которых играет роль неконтактного подростка. Ассистент должен понять, что это значит — получить отказ. Кроме этого, помощник педагога должен знать об играх и занятиях, которые нравятся застенчивому подростку. Поощряется любая попытка ассистента наладить контакт с партнером. Прививая застенчивому подростку интерес к совместным действиям, подкрепляя похвалой его активность, необходимо помнить, что в целенаправленной деятельности он быстро пресыщается. Поэтому нужно давать ему отдых до того, как совместная работа станет неприятной и переключать на другую деятельность.


Дети с повышенной активностью 

Самые шумные и подвижные, легковозбудимые и невнимательные - эти дети, несмотря на свою активность и тягу к общению, трудно приспосабливаются к новой среде и к новым людям. В свою очередь и окружающие нелегко приспосабливаются к ним. Трудности адаптации таких ребят связаны с несоблюдением лагерного режима, дерзостью и озорством, упрямством и несговорчивостью, эмоциональными перепадами в настроении, обидчивостью и впечатлительностью. Педагоги детских коллективов часто называют их «неуправляемыми». И это можно понять. Очень активные, эмоционально неустойчивые дети действительно трудно поддаются контролю и не выносят давления. Подавлять чрезмерную активность ребят или лишать их возможности много двигаться было бы слишком сурово и неэффективно. Более целесообразно направлять энергию в нужное русло. Подвижным, непоседливым детям нравятся спортивные игры, где ждать недолго и действия быстрые (футбол, каратэ, спортивные эстафеты). Им может быть приятно выполнять поручения, где требуются ловкость и быстрота (отрядные «связные», дежурные по территории). Часто упускаемый организаторами момент – энергичные ребята как бы занимают много места. Это важно учитывать, выбирая помещение для группового занятия или работы. Нехватка пространства провоцирует неспокойных детей на конфликты с рядом располагающимися ребятами. Кроме того, важно помнить, что «сидячие» занятия или, например, поездки нужно прерывать с целью разминки. Так, гиперактивный ребёнок может реализовать свою потребность в движении и высвободить энергию приемлемым способом. 

Не всегда удается направлять активных детей, используя лишь слова. Есть риск быть не услышанным. Поэтому важные наставления полезно сопровождать легким, негрубым прикосновением. Если говорить, смотря ребёнку в глаза и придерживая за плечо или за руку, он поймет, что сообщение следует выслушать. Что касается соблюдения режима, то подвижному и невнимательному ребёнку необходимо ясно и точно донести сведения о распорядке дня, убедиться, что он их запомнил. За несколько минут до смены деятельности об этом нужно предупредить, чтобы у ребёнка был запас времени для переключения. Если же такие ребята все же не выполняют каких-либо значимых требований, важно настойчиво и последовательно напоминать об обязательности их выполнения. Рано или поздно терпение будет вознаграждено. Чтобы не возникало проблем с эмоциональными перепадами у впечатлительных детей, взрослые должны беречь их от перегрузок и учитывать обостренную чувствительность возбудимых ребят к внешним раздражителям: шуму, свету, запахам, эмоционально насыщенным событиям. Рекомендуется вовремя замечать, когда ребёнок утомлен, и ограждать его от лишних впечатлений, уменьшить возбуждение, предоставляя возможность отдохнуть или отвлечься. 


Дети с проявлениями агрессивного поведения 

Ребёнок с признаками агрессивного поведения становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений педагогов. Этого ершистого, драчливого, грубого ребёнка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако агрессивный ребёнок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события. Агрессивные дети очень часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их. Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточно богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона, количество реакций даже на стандартные ситуации очень ограничено. Чаще всего это защитные реакции. К тому же дети не могут посмотреть на себя со стороны и адекватно оценить свое поведение. Виды проявления агрессии:  физической – нападение (использование физической силы против другого лица);  косвенной агрессии (злобные шутки, сплетни, а также взрыв ярости, ненаправленный и неупорядоченный); склонность к раздражению (готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости);  негативизм (оппозиционное поведение, направленное обычно против авторитета, руководства);  обиды (зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горечи, гнева на весь мир за действительные и мнимые страдания);  подозрительность (недоверие и осторожность по отношению к людям), основанная на убеждении, что окружающие намерены причинить вред; вербальная агрессия (выражение негативных чувств через крик, визг, словесные угрозы, проклятия, ругань);  чувство вины (убеждения подростка в том, что он является плохим человеком, поступает неправильно, наличие у него угрызений совести).

 На разных возрастных этапах проявление агрессивности у детей различно:  у детей 10-11 лет преобладает физическая агрессия;  у подростков 12-13 лет наиболее выражены реакции негативизма (оппозиционное поведение);  для 14-15-летних подростков в первую очередь свойственна вербальная агрессия (ссоры, крик, визг, угрозы, ругательства).

 Способы профилактики агрессивного поведения:  включение подростка с агрессивным поведением в деятельность, рассказав о необходимости и важности включения его в данный вид деятельности (участие в спортивных состязаниях, трудное поручение в походе, «конкурс крикунов»);  установление запрета на агрессивные действия ребёнка (не разрешать проявлять агрессию). Например, отрядное правило: «У нас нельзя обзывать друг друга»;  использование просьб и мягкого физического манипулирования (например, можно отвлечь ребёнка, взять его за руку и отвести и т.д.) вместо наказания и приказов;  проявление внимательности к нуждам и потребностям ребёнка;  демонстрация самим педагогом модели неагрессивного поведения;  активное подключение психолога для сопровождения подростка в течение смены и выполнение рекомендаций педагога-психолога;  использование игр, направленных на приемлемые способы выражения гнева и агрессии. Например: 1. Предложить ребятам нарисовать на листах бумаги портрет человека, к которому они питают агрессивные намерения, или написать его имя корявыми, некрасивыми буквами. Когда это будет сделано, попросить всех одновременно разорвать и скомкать свои листы и бросить их в корзину с мусором. 2. Включать подростков в спортивные игры и соревнования. Причем обидчики могут быть включены в одну команду или находиться в командах соперницах. Это зависит от ситуации и от глубины конфликта. По завершении соревнований лучше всего провести групповое обсуждение, во время которого каждый ребёнок сможет выразить чувства, сопутствующие ему при выполнении задания. Однако все эти перечисленные способы и приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Главное – быть последовательным в своих действиях и в поведении. Наиболее распространенной формой проявления агрессии у подростков в условиях детского лагеря является вербальная агрессия. Поэтому отдельно остановимся на хамстве и сквернословии.


Хамство и сквернословие в подростковой среде 

Причины употребления нехороших выражений среди подростков:  демонстрации отсутствия страха, раскованность, пренебрежительное отношения к системе запретов, считающаяся у подростков как основной признак взрослости;  демонстрации агрессии;  эмоциональная разрядка;  оскорбление, унижение адресата речи;  подражание речи окружающих людей и демонстрации принадлежности к ним;  орудие мести с целью позлить и подразнить педагогов;  повышение эмоциональности речи. 

Педагогам, сталкивающимся с проявлениями хамства и сквернословия среди подростков, необходимо объяснять, что люди используют ругательства лишь в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов. Донести до подростка, что хамство и сквернословие – проявление бескультурья и низкого уровня развития коммуникативных умений, и самому педагогу ни в коем случае не стоит хамить и браниться. Достаточно часто дети-подростки используют в своем общении клички и дразнилки, которые, в свою очередь, могут стать причинами конфликтных ситуаций в отряде. Причины обзывания детьми друг друга:  агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника);  желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих);  игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять);  провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится таким образом спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться, принять вызов);  шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих);  самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию);  месть (обиженный или униженный ребёнок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти). 

Не оставляйте без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача педагога пресечь появление и использование обидных прозвищ в отряде. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно устроить огонек или коллективно-творческое мероприятие по профилактике обзывания и значению слова в жизни человека. С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются, обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание. Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнивание помогает обратить внимание ребёнка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.


Организация конструктивного взаимодействия педагога с подростками 

Правильные психолого-педагогические отношения с воспитанником слагаются из совокупности следующих элементов, которые должны стать своеобразным руководством к действию для педагогов детского лагеря: принимайте подростка таким, какой он есть; будьте готовы к возможным негативным проявлениям особенностей подросткового возраста; развивайте в себе коммуникативную толерантность (терпение, умение не злиться на подростков, несмотря на их негативизм, скепсис, дерзость и пр.). 

 Стремитесь проявлять подчеркнутое внимание к личности подростка, помогите ему осознать, что он вам не безразличен, что его поступки и личностные свойства замечают, что ему готовы оказать поддержку.  Старайтесь относитесь к подростку уважительно, в этом случае он убеждается, что в нем видят личность, достойную признания и уважения, что ему помогают самоутверждаться, проявлять свою самостоятельность, взгляды, мнения.  Содействуйте развитию самоуважения и чувства собственного достоинства у ребят, повышающих их адаптивные возможности. Для этого педагогу необходимо:  принимать и поддерживать начинания подростка, предоставлять ему возможность достижения успеха; обращать внимание на положительные стороны характера ребёнка, не подчеркивая прошлых ошибок и проступков;  одобрять, ободрять, хвалить, никогда не быть критичным, циничным по отношению к нему; предупреждать неуверенность, боязнь ошибок, неудач перед новым делом, выбирая посильные для ребёнка задания;  уметь ставить реальные для ребёнка цели и давать адекватную оценку его достижениям и успехам. Старайтесь не оставлять воспитанника наедине со своими неприятностями. Вызовите его на откровенный разговор – это позволит ребёнку почувствовать себя значимым.

 Преодолевайте агрессию, возникающую во взаимоотношениях детей. Напряженное состояние можно уменьшить путем активного переключения внимания на другой объект или деятельность, создавая новую доминанту, которая вытеснит старую.  Помогайте ребёнку совершенствоваться. Уже на огоньке знакомств можно определить область интересов детей и организовать последующую деятельность так, чтобы воспитанники могли успешно реализовать свои способности и самоутвердиться.  Адекватно реагируйте на капризы детей. В этих ситуациях необходимо помочь ребёнку найти в себе силы и посмотреть на создавшуюся ситуацию и на себя самого «со стороны».  Помогайте воспитанникам избавиться от страха, старайтесь уменьшить их тревожность. В случаях возникновения тревоги и чувства незащищенности важно помочь детям объединиться, чтобы они не чувствовали себя одинокими.  Не старайтесь переделать ребёнка на свой лад, ибо каждый ребёнок – индивидуальность, и его не всегда должны удовлетворять ваши требования.


ТЫ КРИТИКУЕШЬ

Собираясь ВЫРАЗИТЬ неудовольствие деятельностью человека, вспомни о следующих принципах:  критические замечания высказывай не «за спиной» критикуемого, а ему непосредственно и желательно наедине; присутствие третьего лица усиливает защитную реакцию и усугубляет проблему;  не сравнивай поведение данного человека с поведением других. В этом есть элемент унижения. Нужно, чтобы человек почувствовал, что он сам может сделать требуемое от него и лучше, чем до сих пор;  критикуй лишь те действия, которые в состоянии изменить;  показывай свое неудовольствие голосом и ни в коем случае не гримасами;  избегай злости и сарказма;  не начинай свою речь с выражения: «Я уже давно хотел сказать…», а также избегай слов «всегда» и «никогда». Обычно они свидетельствуют о предвзятости и, кроме того, напоминают о старых «грехах». Это затрудняет принятие критики; не ожидай и не требуй открытого признания вины. Достаточно, что тебя выслушали; не извиняйся за свои замечания; если ты данного человека никогда не хвалил, не ожидай, что на твою критику он отреагирует положительно.

ТЕБЯ КРИТИКУЮТ 

Несколько рекомендаций, как ВЫСЛУШИВАТЬ критические замечания в свой адрес:  смотри на человека, который с тобой говорит;  сохраняй спокойствие и дай понять, что слушаешь;  не создавай впечатления, что говорящий портит тебе настроение;  не шути, не меняй тему разговора;  не приписывай собеседнику того, что он не говорил;  если критическое замечание высказано нестрого, не используй этот факт, как повод для полемики, а вопросами уточни, что конкретно имелось в виду;  не предполагай, что твой критик руководствуется скрытыми враждебными мотивами;  дай говорящему понять, что ты его замечания понял, например, повтори их своими словами. 


Особенности работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, воспитанниками интернатных учреждений

 Особенности социального развития данной категории детей обусловлены рядом факторов:  особенностями психического развития;  условиями организации их жизнедеятельности в учреждениях интернатного типа;  обеднением и изменением характера влияния взрослых, прежде всего, членов семьи (семейная, материнская депривация). Для воспитанников учреждений интернатного типа характерно отставание в следующих областях: а) в сфере общения со взрослыми. Содержание и форма общения со взрослыми определяется режимными моментами и условиями групповой жизни детей. В целом общение со взрослыми смещено из сферы практической деятельности в дисциплинарную (позитивное отношение взрослого не дано изначально, его надо заслужить), способствует формированию повышенной эмоциональной зависимости ребёнка от оценок взрослого, что, в свою очередь, блокирует развитие автономности, инициативности; б) в сфере общения со сверстниками. Постоянное нахождение в узкой закрытой группе сверстников в интернатном учреждении часто приводит к развитию невротического механизма слияния с группой (феномен детдомовского «мы») и противопоставление себя «домашним» детям; в) в эмоционально-волевой сфере. Эмоционально-волевая сфера ребёнка-сироты может характеризоваться:  однообразием эмоционально-экспрессивных средств общения; склонностью к быстрой смене настроения (оживление переходит в плач, крик; приподнятое настроение – в угрюмость и агрессию);  эмоциональной поверхностью, которая сглаживает негативные переживания и способствует их быстрому забыванию;  неадекватными формами эмоционального реагирования на одобрение и замечания;  повышенной склонностью к страхам, беспокойству, тревожности;  чрезмерной импульсивностью, взрывчатостью;  преобладание внешнего контроля поведения над внутренним; г) в самопознании. Для детей-сирот характерно ситуативное, «сиюминутное» проживание жизни. Это приводит к отвержению опыта, когда отдельные пережитые эпизоды не становятся событиями жизни, не присваиваются и не входят в личный психологический опыт, что препятствует развитию адекватной самооценки и уровня притязаний. Сложности и нарушения в полоролевой идентификации (девочки-пацанки, женственные и манерные мальчики), отсутствие возможности усвоения социального опыта родителей и прародителей путем подражания образцам их поведения и способам преодоления жизненных трудностей, либо этот опыт носит негативный асоциальный характер. Ориентируясь на данные особенности и с учётом специфики организации жизнедеятельности подростков в детском лагере, деятельность педагога с данной категорией детей должна быть направлена на:  повышение эффективности адаптации воспитанников интернатных учреждений в детском лагере;  снижение агрессивного проявления в поведение подростков;  формирование у детей навыков эффективного взаимодействия с другими детьми;  снижение ощущения «особенности» детей-сирот по сравнению с другими детьми (применения в отрядах, где есть дети-сироты, форм работы, подчеркивающих их депривацию, нивелирование разницы в финансовых возможностях детей.


Особенности работы с детьми младшего школьного возраста 

Проблемы адаптации детей 6-8 лет непосредственно связаны с их возрастными особенностями. Так как дети младшего возраста нуждаются в большом внимании педагога, нужно помнить, что отряд не должен превышать 15-20 человек, либо необходимо увеличить количество взрослых, работающих с группой (на 10 детей – один педагог). Следует изменить распорядок дня за счет увеличения времени, отведенного на отдых и внутриотрядные дела. Необходимо учитывать особенности работоспособности и концентрации внимания таких детей – лучше, если однообразные занятия не будут превышать временного интервала 25-30 минут. Кроме того, младшим детям рекомендована частая смена деятельности. В соответствии с возрастными потребностями у детей 6-8 лет может быть увеличено время на индивидуальные занятия, поскольку длительные общегрупповые игры и дела вызывают у них утомление или чрезмерное возбуждение. По этой же причине эти мероприятия следует проводить в первой половине дня, не нагружать вечерние часы. Нередки для возраста 6-8 лет ночные страхи и появление энуреза как реакции на стресс. Такие проблемы также требуют вмешательства специалистов – врача и психолога. Педагог же может помочь ребёнку, рассказав что-то приятное и успокаивающее перед сном, просто побыть рядом в это время. Для преодоления страхов хорошим терапевтическим эффектом обладают всем хорошо известные игры «Прятки» и «Жмурки». За основу работы со страхом можно взять принцип символического реагирования. В качестве его форм могут быть использованы сочинения, сказки, рисование на тему «Страх» и «Как я побеждаю страх». Выбор сказки является адекватным, так как «период сказки» существует у детей от 4 до 8 лет, в котором они верят, что сказка является реальностью. Сказка, являясь фактором социализации, предлагает ребёнку смыслы на различных уровнях, выраженные в обобщенной форме, помогает ребёнку «открывать мир своего бессознательного», приводит в порядок свои чувства, т. е. ее терапевтический эффект определен тем, что она позволяет отреагировать неосознаваемые проблемы, не травмируя ребёнка. У младших детей чаще наблюдается отсутствие навыков общения. Это является барьером для взаимодействия с другими детьми. Навыки такого общения можно сформировать с помощью игры в небольших группах (5-8 человек) или обратиться к педагогу-психологу. 


Порядок действий педагогов при подозрении употребления подростками психоактивных веществ

 1. В случае обнаружения или возникновения подозрения на курение подростка необходимо поставить в известность начальника детского лагеря, педагога-психолога детского лагеря и обеспечить явку подростка на профилактические занятие, проводимые специалистами Службы. 

2. В случае обнаружения или подозрения на наличие у подростка запрещенных к употреблению веществ (сигареты, алкоголь, наркотические вещества) незамедлительно ставить в известность начальника детского лагеря. 

3. В случае обнаружения или возникновения подозрения о наличии у подростка нескольких указанных признаков и форм измененного поведения незамедлительно информировать педагога-психолога и начальника детского лагеря о сложившейся ситуации.

 4.При подозрении на употребление подростком ПАВ привести ребёнка в медицинский пункт детского лагеря, указав на возможное состояние подростка. Информировать начальника детского лагеря о результатах медицинского осмотра.

 5.При обнаружении явных признаков употребления наркотических веществ, информировать начальника детского лагеря о необходимости изолировать подростка от основной группы детей и его сопровождения в медицинский пункт детского лагеря. В экстренных случаях информировать начальника лагеря о необходимости вызова медицинского персонала к месту нахождения ребёнка. 


Подростки с суицидальными намерениями 

Особенности подросткового суицидального поведения Одной из важнейших причин самоубийств у подростков считается отсутствие уверенности и самоидентификации. Большинство детей переживают этот возраст бурно, но нормально. 

Группа риска детей, склонных к суициду:

 Подростки, особенно мальчики, у которых переходный возраст проходит слишком гладко, как будто его нет;

 Дети из семей, где нарушен нормальный контакт с родителями;

 Отличники, т.к. к ним все предъявляют повышенные требования, а если они не справляются с заданным «стандартом», то начинают испытывать чувство неудовлетворения собой, способное привести к депрессивному состоянию. К тому же эти дети редко принимаются в социальной группе сверстников, что также может привести к суицидальному исходу; 

Дети, которые резко снижают успехи в учебной деятельности, естественно вызывая тем самым недоумение и возмущение родителей и учителей;

 Дети, к которым окружающие предъявляют завышенные требования, которые они в силу субъективных причин не могут выполнить;  

Дети с повышенной тревожностью и склонностью к депрессиям, особенно в периоде полового созревания.

 Признаки возможной попытки суицида: 

Вербальные (речевые) признаки: непосредственные заявления типа «Я подумываю о самоубийстве» или «Было бы лучше умереть» или «Я не хочу больше жить»; косвенные высказывания, например, «Вам не придется больше обо мне беспокоиться» или «Мне все надоело» или «Они пожалеют, когда я уйду»; намек на смерть или шутки по этому поводу; многозначительное прощание с другими людьми.

Показатели суицидального риска: 

Недавние потери, связанные со смертью родственников или друзей, разводом родителей, разрывом взаимоотношений с друзьями или родственниками, потерей ценных вещей, денег, общественного положения, самоуверенности, самооценки; 

 Потеря интереса к дружбе, жизненной деятельности, увлечениям, ранее доставлявшим удовольствие; 

 Беспокойство о деньгах, болезни (либо реальных, либо надуманных);

Изменение характера – угрюмость, отчужденность, раздражимость, беспокойство, усталость, нерешительность, апатия; 

Изменения в поведении – неспособность сосредоточиться в школе, на работе, постановка рутинных задач; 

Нарушение режима сна – бессонница, часто с ранним пробуждением или, наоборот, подъем позже обычного, ночные кошмары; 

Ощущение беспомощности, бесполезности, «безучастности», «всем будет без меня лучше».  

Всеобъемлющее чувство вины, стыда, ненависти к себе; 

Безнадежное будущее, «мне никогда не станет лучше, я всегда буду себя чувствовать себя плохо»; 

Суицидальные импульсы, заявления, планы; раздача любимых вещей; прежние попытки суицида или жесты;

 Действия педагогов: 

 Если у подростка присутствуют показатели суицидального риска, признаки возможного суицида или он имел в прошлом попытки к самоубийству: 

 Немедленно поставьте в известность педагога-психолога детского лагеря. 

 Не отталкивайте подростка, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если Вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.

Доверьтесь своей интуиции, если Вы чувствуете суицидальные наклонности в данном подростке. Будьте внимательны к предупреждающим знакам. 

 Не предлагайте того, чего не в состоянии гарантировать. Например, «Конечно, твоя семья тебе поможет». 

Дайте знать, что хотите ему помочь, но не видите необходимости в том, чтобы хранить все в секрете, если какая-то информация может повлиять на его безопасность.

• Сохраняйте спокойствие и не осуждайте, вне зависимости от того, что говорит подросток.

• Говорите искренне. Постарайтесь определить, насколько серьезна угроза. Знайте, что вопросы о суицидальных мыслях не всегда приводят к попыткам покончить счеты с жизнью. На самом деле подросток может почувствовать облегчение от осознания проблемы. 

• Постарайтесь узнать, есть ли у него план действий. Конкретный план – знак реальной опасности. • Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью.

• Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше».

• Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.

• Помогите подростку постичь, как управлять кризисной ситуацией и понять, что сильный стресс мешает полностью осознать ситуацию. Ненавязчиво посоветуйте найти некое решение. 

• Помогите найти людей или места, которые могли бы снизить переживаемый стресс. При малейшей возможности действуйте так, чтобы несколько уменьшить давление.

 • Помогите подростку понять, что присутствующее чувство небезопасности не будет длиться вечно.


Действия педагогов, направленные на избежание конфликтных ситуаций в ходе спортивных соревнований 

Совместно с подростками примите правила общения и особенности поведения как во время соревнований, так и в свободное время. Попробуйте наделить подростков двумя ролями: «Я – участник соревнований», «Я – ребёнок, отдыхающий в детском лагере». В соответствии с этим, определите и правила вашего отряда. Чередуя данные роли в течение дня, смены, подростки смогут контролировать свое общение и поведение.

 - Проводите как можно больше игр на развитие взаимодействия и повышения уровня сплоченности.

 - Не допускайте высказываний, принижающих достоинство кого-либо. 

- Ежедневно отмечайте достижение и успехи каждой команды, даже если они незначительные, они должны увидеть в вас поддержку и опору, людей, которые поймут их в любой ситуации. 

- Проводите как можно больше мероприятий, бесед, огоньков и т.д., направленных на проявление толерантности и доброты к себе и окружающим, с использованием мультипликационных фильмов, роликов, направленных на уважительное отношение в спорте. 

Старайтесь сохранять дружественную и доброжелательную атмосферу во время соревновательной деятельности. Победители могут ходить в приподнятом, веселом настроении, а проигравшие, наоборот, в подавленном, грустном настроении. Напомните ребятам, что выиграв одну игру или пройдя 1 этап – не означает, что ты — Победитель. Будьте внимательны к своим детям в отряде, главное своевременно определить (увидеть) то или иное состояние подростков. Если конфликт неизбежен, обучите подростков формуле корректного общения друг с другом, учитывая чувства и состояние проигравшей команды. Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем резкие, негативные оценки в адрес друг друга. «Ты как всегда не готов…». На такие высказывания подростки обычно отвечают отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «Ты-высказывания», «Я-высказывание» характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения. Высказывая свои мысли без приказа, осуждения или выговора, одна сторона оставляет за другой возможность самим принять решение, учитывая переживания друг друга. Иными словами: «Я-высказывание» передает другому человеку ваше отношение к определенному предмету без оценки. Алгоритм построения «Я-высказывания»: 

1. Объективно описать событие, ситуацию, без экспрессии, вызывающей напряжение («Когда я вижу, что ... », «Когда это происходит ...»). 

2. Описать свою эмоциональную реакцию, точно назвать свое чувство в этой ситуации («Я чувствую ...», «Я огорчаюсь ...», «Я не знаю, как реагировать ...»). 

3. Объяснить причины этого чувства и высказать свои пожелания («Потому что я не люблю ...», «Мне бы хотелось ... »). 

4. Представить как можно больше альтернативных вариантов («Возможно, тебе стоит поступить так ... », «В следующий раз сделай ... »).

 5. Дать дополнительную информацию партнеру относительно проблемы (объяснение).

По итогам соревнований при определении победителей возможно агрессивное поведение со стороны проигравших, обида. 

Возможные реакции проигравших подростков:

 1.Двигательное возбуждение (резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия, ненормально громкая речь или повышенная речевая активность, часто отсутствует реакция на окружающих) 

2.Агрессия (раздражение, недовольство, гнев, нанесение окружающим ударов, словесные оскорбления, мышечное напряжение, повышенное кровяное давление) 

3.Плач (человек уже плачет или готов разрыдаться, подрагивают губы, наблюдается ощущение подавленности, в отличие от истерики нет возбуждения в поведении)

 4.Ступор (резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи, отсутствие реакций на внешние раздражители, «застывание» в определённой позе, состояние полной неподвижности, возможно напряжение отдельных групп мышц).

 Действия педагога: 

• изолируйте человека от окружающих и не оставляйте одного; 

• в разговоре избегайте фраз с частицей «не»; 

• говорите спокойным голосом о чувствах, которые человек испытывает; 

• дайте человеку возможность выпустить пар; 

• применяйте приёмы «активного слушания»; 

• не спорьте, не задавайте вопросов, не давайте советов;


 Рекомендации по оказанию экстренной психологической помощи 

Двигательное возбуждение Признаки: резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия; ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно); часто отсутствует реакция на окружающих (на замечания, просьбы, приказы). 

Помните! Пострадавший может причинить вред себе и другим! Что делать?

 1.Изолируйте человека от окружающих. 

2.Используйте приём «захват»: находясь сзади, просуньте свои руки человеку под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя. 

3.Не спорьте с человеком, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей «не», относящихся к нежелательным действиям («Не беги», «Не размахивай руками», «Не кричи»). 4.Говорите спокойным голосом о чувствах, которые человек испытывает. («Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось? Ты хочешь убежать спрятаться от происходящего?» 

Агрессия. Признаки: раздражение, недовольство, гнев (по любому, даже незначительному поводу); нанесение окружающим ударов руками или какими-либо предметами; словесное оскорбление, брань; мышечное напряжение; повышение кровяного давления.

 Помните! Если не оказать помощь разъярённому человеку, это приведёт к опасным последствиям: из-за снижения контроля за своими действиями человек будет совершать необдуманные поступки, может нанести увечья себе и другим. 

Что делать? 

1.Сведите к минимуму количество окружающих.

2.Дайте человеку возможность выпустить пар (например, выговориться или «избить» подушку). 

3.Поручите работу, связанную с высокой физической активностью.

4.Демонстрируйте доброжелательность. Даже если вы не согласны с человеком, не обвиняйте его самого, а высказывайтесь по поводу его действий. Иначе агрессия будет направлена на вас. Нельзя говорить: «Что же ты за человек!» Надо говорить: «Ты ужасно злишься, тебе хочется всё разнести вдребезги. Давай вместе попытаемся найти выход из этой ситуации». 

5.Старайтесь разрядить обстановку смешными комментариями или действиями. 

Плач. Признаки: человек уже плачет или готов разрыдаться; подрагивают губы; наблюдается ощущение подавленности; в отличие от истерики нет возбуждения в поведении.

 Помните! Не происходит эмоциональной разрядки, облегчения, если человек сдерживает слёзы. Когда ситуация затягивается, внутреннее напряжение может нанести вред физическому и психическому здоровью человека. Что делать?

1.Не оставляйте человека одного. 2.Установите физический контакт с человеком (возьмите за руку, положите свою руку ему на плечо или спину, погладьте по голове. Дайте ему почувствовать, что Вы рядом. 3.Применяйте приёмы «активного слушания» 4.Не старайтесь успокоить человека. 

Апатия 

В этом состоянии человек может находиться от нескольких часов до нескольких недель; сопровождается ощущением усталости. 

Признаки: безразличное отношение к окружающему; вялость, заторможенность; 

речь медленная, с большими паузами. 

Помните! Если человека оставить без помощи и поддержки в таком состоянии, то апатия может перейти в депрессию. Что делать? 

1.Поговорите с человеком. Задайте ему несколько простых вопросов, исходя из того, знаком он вам или нет. «КАК ТЕБЯ ЗОВУТ?» «КАК ТЫ СЕБЯ ЧУВСТВУЕШЬ?» «ХОЧЕШЬ ЕСТЬ?» 

2.Дайте человеку возможность поспать или просто полежать. 

3.Проводите человека к месту отдыха, помогите удобно устроиться и дайте ему возможность выплакаться и выговориться, «выплеснуть» из себя гнев, страх, обиду. 

4.Возьмите человека за руку или положите свою руку ему на лоб.

5.Если нет возможности отдохнуть, больше говорите с человеком, вовлекайте его в любую совместную деятельность (прогуляться, сходить выпить чая или кофе, помочь окружающим, нуждающимся в помощи).

 Ступор

 Если состояние продлится долго, то может привести к физическому истощению. Признаки: - резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи; отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки); «застывание» в определённой позе, состояние полной неподвижности; возможно напряжение отдельных групп мышц. 

Помните! Необходимо любыми средствами добиться реакции человека, вывести его из оцепенения. Что делать?

 1.Человек может слышать и видеть в этом состоянии. Поэтому говорите ему на ухо тихо, медленно и чётко то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные). 

2.Согните человеку пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу. 

3.Кончиками большого и указательного пальцев массируйте человеку точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посередине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками. 

4.Ладонь положите на грудь человека, подстройте своё дыхание под его ритм дыхания. 

Нервная дрожь Эта реакция позволяет организму «сбросить» напряжение. Если реакцию остановить, то напряжение останется, вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к таким заболеваниям, как гипертония, язва и др.

 Признаки: - дрожь начинается внезапно, сразу после инцидента или спустя какое-то время. Возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь спичку). Реакция может продолжаться до нескольких часов. Потом человек чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе. 

Что делать? Нужно усилить дрожь: 1.Возьмите человека за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10-15 секунд. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять Ваши действия как нападение. 2.После завершения реакции необходимо дать человеку возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

 Нельзя! Обнимать человека или прижимать его к себе укрывать человека чем-то тёплым успокаивать человека, говорить, чтобы он взял себя в руки. 

Истерика. Припадок может длиться от нескольких часов до нескольких минут.

Признаки: сохраняется сознание; чрезмерное возбуждение, множество движений, театральные позы;  речь эмоционально насыщенная, быстрая;  крики, рыдания. 

Помните! Не потакайте желаниям истерящего. 

Что делать? 

1.Удалите зрителей, создайте спокойную обстановку. Останьтесь с человеком наедине, если это не опасно для Вас. 

2.Неожиданно совершите действие, которое может сильно удивить (можно дать пощёчину, облить водой, с грохотом уронить предмет, резко крикнуть на человека).

3.Говорите с человеком короткими фразами, уверенным тоном («Выпей воды», «Умойся»). 

4.После истерики наступает упадок сил. Уложите человека спать. До прибытия специалистов наблюдайте за его состоянием.